Что такое графомоторный навык? Графомоторный навык- это навык овладения письмом. Письмо- это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность к письму ребенка, может привести к возникновению негативного отношения к учебе в дальнейшем, тревожного состояния ребенка.
Подготовка к письму предполагает развитие у детей:
- Мелкой моторики пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
- Ориентация в пространстве, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения(слева-направо, сверху- вниз, вперед- назад).
- Чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
- Изобразительных и графических умений.
Упражнения, необходимые дошкольнику для подготовки к письму:
- Это, прежде всего, все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование- рисование орнаментов, узоров.
- Раскрашивание, с этой целью можно воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
- Помогает развитию графических навыков- это штриховка. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.
- Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам, вписание в квадрат различных упражнений: овалов, линий, крючков и т.д.
Дети, у которых нарушены графомоторные навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым ( в процесс письма активно включаются глаз, рука, слуховой, зрительный, речедвигательный компоненты) и решением этих задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.